Словарь ЕГЭ

А

Апелляция – это процедура, призванная защититьинтересы участника ЕГЭ в случае выявления нарушений процедуры проведенияЕГЭ или несогласия с результатами ЕГЭ, основанной на предположении оналичии технических или экспертных ошибок при оценивании работы экзаменуемого. Заявлениеоб апелляции подается в письменной форме в конфликтную комиссию субъектаРоссийской Федерации. Подробнее о правилах подачи апелляций читайте в разделе АПЕЛЛЯЦИЯ

Б

Специальные, утвержденные Рособрнадзором, бланки дляоформления ответов на задания ЕГЭ. Существует 4 вида бланков ЕГЭ: бланкрегистрации, бланк ответов №1 для заданий типа А и В, бланкответов №2 для заданий типа С, дополнительный бланк ответов №2. Вбланк регистрации участник ЕГЭ вписывает свои личные данные. Ответы наэкзаменационные задания вписываются в бланки ответов №1и №2 и, еслипонадобится, в дополнительный бланк ответов №2 в строгом соответствии собразцом, правилами заполнения и инструкциями в КИМ.

Бланк регистрации предназначен для внесения участникоминдивидуальных данных.

В верхней части бланка регистрации расположены:вертикальный штрихкод, горизонтальный штрихкод с его цифровым номером, образецнаписания символов при заполнении бланка.

Поля в верхней части бланка нужны для указанияследующей информации: код региона, код образовательного учреждения, в которомобучался участник ЕГЭ – выпускник текущего года (для выпускников прошлых летили поступающих в ссуз/вуз – код образовательного учреждения, в которомучастник получил пропуск на ЕГЭ), номер и буква класса (не заполняетсяучастником ЕГЭ – выпускником прошлых лет или поступающим в ссуз/вуз),код пункта проведения ЕГЭ, номер аудитории в пункте проведения ЕГЭ,дата проведения ЕГЭ, код предмета, название предмета, поля дляслужебного использования.

В средней части бланка регистрации указываютсясведения об участнике ЕГЭ: фамилия, имя, отчество (при наличии), серия иномер документа, удостоверяющего личность, пол. Также там расположены поля дляслужебного использования, краткая инструкция по определению целостностииндивидуального комплекта участника ЕГЭ, поле для подписи участника ЕГЭ.

Участник ЕГЭ заполняет соответствующие поляверхней и средней частей бланка, кроме полей для служебного использования, иставит в отведенном поле бланка свою подпись.

В нижней части бланка регистрации расположены поля,заполняемые ответственным организатором в аудитории в случаях, если участникудален с экзамена в связи с нарушением порядка проведения ЕГЭ или незакончил экзамен по уважительной причине, а также поле для подписиответственного организатора.

Бланк ответов № 1 предназначен для записи ответов на заданиятипа А с выбором ответа из предложенных вариантов и записи результатоввыполнения заданий типа В с ответом в краткой форме (слово или число).Записывать ответы надо в строгом соответствии с инструкцией, которые дается кзаданиям в КИМ.

Также на этом бланке расположены вертикальный игоризонтальный штрихкоды, строка с образцами написания символов, поля длязаполнения участником ЕГЭ, а также поле для служебного использования.Информация для заполнения полей о коде региона, коде и названии предмета должнабыть продублирована с информации, внесенной в бланк регистрации.

Бланк ответов № 2 предназначен для записи ответов назадания с развернутым ответом. Поля для ответов на задания располагаются натитульной и обратной стороне бланка. В верхней части бланка ответов № 2расположены вертикальный и горизонтальный штрихкоды, поля для рукописногозанесения информации участником ЕГЭ, при этом вносимые, код региона, коди название предмета, должны соответствовать информации, внесенной в бланкрегистрации и бланк ответов № 1

Дополнительный бланк ответов № 2 предназначен длязаписи ответов на задания с развернутым ответом.  Дополнительный бланкответов № 2 выдается организатором в аудитории по требованию участника ЕГЭв случае нехватки места для записи развернутого ответа.

В верхней части дополнительного бланка ответов № 2расположены вертикальный штрихкод, горизонтальный штрихкод и его цифровымномером, поля («Код региона», «Код предмета» и «Название предмета») заполняемыеучастником экзамена.

Информация для заполнения полей верхней части бланкадолжна полностью совпадать с информацией основного бланка ответов № 2.

Поля «Следующий дополнительный бланк ответов № 2» и«Лист №» заполняет организатор в аудитории. При выдаче дополнительного бланкаответов № 2 вносится порядковый номер листа работы участника ЕГЭ (приэтом листом № 1 является основной бланк ответов № 2, который участник ЕГЭполучил в составе индивидуального комплекта).

Г

Государственная (итоговая) аттестация представляетсобой форму государственного контроля (оценки) освоения выпускниками IX (X) иXI (XII) классов основных общеобразовательных программ основного общего исреднего (полного) общего образования в соответствии с требованиямифедерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)общего образования.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников XI(XII) классов проводится в форме единого государственного экзамена, а также вформе государственного выпускного экзамена.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX(X) классов проводится в форме государственного выпускного экзамена, а также вновой форме организации экзаменов с использованием стандартизированных заданий,выполнение которых позволяет установить уровень освоения федеральногогосударственного стандарта основного общего образования.

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся,освоивших образовательные программы основного общего образования проводится длявыпускников IX (X) классов. С 2004 года в Российской Федерации проводитсяапробация государственной (итоговой) аттестации (ГИА) выпускников 9-х классов вновой форме. Основным отличием новой формы аттестации от традиционных экзаменовявляется то, что она носит характер независимой «внешней» оценки качестваподготовки выпускников. Она представляет собой новую форму организациивыпускных экзаменов с использованием заданий  стандартизированной формы,выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственногостандарта основного общего образования с использованием механизмов независимойоценки знаний. Для ее проведения в субъектах РФ создаются территориальныеэкзаменационные комиссии.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников XI(XII) классов – это форма государственного контроля (оценки) освоениявыпускниками основных общеобразовательных программ среднего (полного) общегообразования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательногостандарта среднего (полного) общего образования. ГИА выпускников XI (XII)классов проводится в форме ЕГЭ, а также в форме государственного выпускногоэкзамена. Для нескольких категорий выпускников допускается сочетание обеих формГИА

Государственная экзаменационная комиссия субъектаРоссийской Федерации, которая создаётся в каждом субъекте Федерации. В неевходят представители органов государственной власти региона, органов местногосамоуправления, ОУ, других организаций. Персональный состав ГЭК утверждаетсяРособрнадзором. ГЭК организует, координирует и контролирует работу поподготовке и проведению ЕГЭ на территории субъекта, утверждает на своемзаседании результаты проведения ЕГЭ, а также принимает решения об их отмене.

Д

Демонстрационные варианты контрольных измерительныхматериалов единого государственного экзамена, которые находятся в открытомдоступе и предназначены для тренировки будущих участников ЕГЭ. Задания,включенные в демоверсию, никогда не использовались и не будут использованы на ЕГЭ,но они аналогичным заданиям экзамена. Они созданы и опубликованы специально длятого, чтобы  дать возможность любому участнику ЕГЭ составитьпредставление о структуре и содержании будущих экзаменационных заданий, ихколичестве, форме, уровне сложности.

Это запечатанный пакет, в котором индивидуальныекомплекты ЕГЭ доставляются в ППЭ. Несанкционированное вскрытиедоставочного пакета запрещено.  Технологии ЕГЭ позволяют выявитьвсе факты преднамеренного нарушения герметичности упаковки доставочного пакета.Организаторы ЕГЭ в ППЭ обязаны убедиться в сохранностьдоставочных пакетов перед их вскрытием непосредственно в аудиториях в ППЭнаблюдатели – контролировать эту процедуру, убедившись в отсутствиимеханических или иных повреждений.

Е

Единый государственный экзамен – одна из форм государственнойитоговой аттестации выпускников 11-х классов и вступительных испытаний ввысшие и средние специальные учебные заведения. ЕГЭ проводится по единымправилам, с использованием заданий стандартизированной формы иединой методики оценивания выполненных работ. На сегодняшний день утверждены 14общеобразовательных предмета (включая четыре иностранных языка), по которымможно сдать ЕГЭ. Участники ЕГЭ получают свидетельство орезультатах ЕГЭ, в которое вписываются только положительные результатысданных экзаменов. Результаты всех экзаменов и данные о выданных свидетельстваххранятся в федеральной базе данных.

З

Задания этого типа содержат тестовые задания, в каждомиз которых необходимо выбрать верный вариант ответа из нескольких предложенных.Ответы на задания этого типа обрабатываются с помощью специальной компьютернойпрограммы без участия экспертов-предметников. КИМы по некоторымпредметам ЕГЭ (литературе и математике) не содержат заданий этого типа.

Задания этого типа содержат тестовые задания, в каждомиз которых необходимо дать краткий ответ, состоящий из одного или несколькихслов, букв или чисел. Ответы на задания этого типа обрабатываются с помощьюспециальной компьютерной программы без участия экспертов-предметников.

Задания этого типа содержат тестовые задания, в каждомиз которых необходимо дать ответ в виде одного или нескольких предложений илиформул. Проверка правильности ответов на эти задания производится специальноподготовленными независимыми экспертами-предметниками с использованием четкоопределенных критериев оценивания. Результаты оценивания экспертов заносятся вкомпьютер и обрабатываются.

Зарубежные образовательные учреждения РоссийскойФедерации, расположенные в иностранных государствах при посольствах, военныхчастях Российской Федерации и др.

И

Формализованный процесс оценивания (см.), который завершаетсяколичественной оценкой; в случае педагогического измерения это оценка уровняобразовательных достижений.

Индивидуальный комплект участника ЕГЭ. Этозапечатанный конверт формата А-4+, который выдается каждому участникуэкзамена.   Имеет средства защиты информации, в частности,  дваштрихкода с цифровыми номерами. В конверте находятся следующее: экзаменационныематериалы (КИМ), бланк регистрации, бланк ответов №1, бланкответов №2, лист для сверки соответствия номера и штрихкода конвертас номером и штрихкодом его содержимого, а так же   дополнительныематериалы, если их наличие предусмотрено на данном экзамене. ИК выдаетсяучастнику ЕГЭ непосредственно перед началом экзамена. ИК и егосодержимое запрещено к несанкционированному копированию.

К

Контрольные измерительные материалы – экзаменационныематериалы различных видов (тексты, задания и др.), которые выдаются участникам ЕГЭна экзамене. КИМы разрабатываются в соответствии с требованиями федеральногогосударственного образовательного стандарта среднего (полного) общегообразования к результатам освоения основных общеобразовательных программсреднего (полного) общего образования. Разработкой КИМ занимаются специалисты ФГНУ ФИПИ.

Кодификатор элементов содержания и требований к уровнюподготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ЕГЭ – один издокументов, регламентирующих разработку КИМ. Он представляет собой переченьэлементов обязательного минимума содержания среднего (полного) и основногообщего образования по учебному предмету, в котором каждому элементу содержанияприсвоен собственный код. Кодификатор составлен на основе Федеральногокомпонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного)общего образования, базового и профильного уровней по каждому предмету.

Для организации и проведения ГИА на территории РФ, втом числе в форме ЕГЭ, в каждом регионе создаются и утверждаются Рособрнадзоромэкзаменационные, предметные и конфликтные комиссии. А для организации ипроведения ЕГЭ за пределами территории Российской Федерации создаютсяфедеральные - экзаменационная, предметная и конфликтная комиссии.

Конфликтные комиссии, создаваемые в каждом субъектеРФ, призваны обеспечивать объективность оценивания экзаменационных работ иразрешении спорных вопросов, возникающих при проведении ЕГЭ.

М

Математическая модель, с помощью которой первичныебаллы переводятся в тестовые. Благодаря методике, при одинаковых первичныхбаллах участники тестирования получают одинаковые тестовые баллы внезависимости от того, какой из вариантов КИМ они выполняли, и большемупервичному баллу соответствует больший тестовый балл.

Местный орган управления образованием, то есть орган местногосамоуправления, осуществляющий полномочия в сфере образования.

О

Лица, привлекаемые для усиления контроля за ходомпроведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательныепрограммы основного общего образования или среднего (полного) общегообразования. Деятельность общественных наблюдателей регулируется ПриказомМинобрнауки России от 29 августа 2011 г. N 2235 «Об утверждении Положения о системеобщественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестацииобучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образованияили среднего (полного) общего образования»

Участники с ограниченными возможностями здоровья,то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическомразвитии: глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыминарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппаратаи другие, в том числе дети-инвалиды.

Для участников с ОВЗ экзамены организуютсяс учетом их особенностей психофизического развития, индивидуальныхвозможностей и состояния здоровья.

Лица, привлеченные к организации и проведению ЕГЭ. Какправило,  это преподаватели ОУ, в котором проходит экзамен. При назначенииорганизаторов должно быть исключена возможность присутствия на ППЭ в моментпроведения экзамена преподавателей-предметников по соответствующему илиродственному предмету (математика - физика, история - обществознание). В составорганизаторов ППЭ не должны включаться преподаватели тех ОУ, выпускники которыхсдают ЕГЭ в данном ППЭ.

Образовательное учреждение

Орган управления образованием, то есть уполномоченныйорган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющийуправление в сфере образования.

П

Первичный балл – это предварительный балл ЕГЭ, которыйполучается путем прямого суммирования числа правильных ответов, каждый изкоторых имеет определенный коэффициент. Каждое выполненное задание ЕГЭоценивается количеством баллов от 1 до 6. Максимальное количество первичныхбаллов за все задания КИМ по разным предметам колеблется от 37 до 80. Первичныебаллы ЕГЭ преобразуются в тестовые с помощью методики шкалирования.

Пункт проведения единого государственного экзамена –специальное помещение, в котором проводится ЕГЭ. ППЭ размещаются в ОУ илидругих зданиях, отвечающих необходимым для этого требованиям. В каждом регионеРФ ежегодно утверждается своя схема расположения ППЭ. Схемы расположения ППЭ восновные и дополнительные сроки могут отличаться друг от друга. В одном ППЭ,как правило, располагается несколько аудиторий для сдачи экзамена.

Пункт первичной обработки информации. В ППОИосуществляется приём экзаменационных материалов для проведения первичнойобработки бланков регистрации. Все созданные на территории субъекта РФ ППОИнаходятся в технологическом подчинении РЦОИ

Р

Региональная база данных об участниках ЕГЭ и орезультатах единого государственного экзамена, создаваемая в каждом субъектеРФ. Кроме того, в РБД содержатся сведения о выданных на территории субъекта РФсвидетельствах о результатах ЕГЭ, о работниках, привлекаемых к проведению ЕГЭ,о пунктах проведения экзаменов.

Защита и обеспечение безопасности персональных данныхучастников ЕГЭ, включаемых в РБД, осуществляются в порядке и с соблюдениемтребований, установленных законодательством РФ.

Пользователями РБД являются заинтересованные органыгосударственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, образовательныеучреждения, а также организации, привлекаемые к проведению ЕГЭ.

Порядок и условия доступа к информации, содержащейся вРБД, определяются Рособрнадзором.

  • РИС

Региональная информационная система обеспеченияпроведения единого государственного экзамена. Правила её формирования и веденияустанавливаются соответствующим Постановлением Правительства РоссийскойФедерации. (см. документ)

Региональный центр обработки информации являетсяструктурой, осуществляющей организационно-технологическое и информационноесопровождение ЕГЭ в субъекте РФ. С учетом административно-территориальных идемографических особенностей субъекта, в эту структуру может входить один илинесколько ППОИ.

Сфера ответственности РЦОИ:

  •  
    • формирование и ведение баз данных субъекта РФ об участниках и результатах ЕГЭ;
    • обеспечение взаимодействия с федеральными базами данных об участниках и результатах ЕГЭ;
    • обработка экзаменационных работ участников ЕГЭ, в том числе бланков регистрации участников ЕГЭ на базе ППОИ (в случае их создания);
    • информационное обеспечение работы ГЭК, предметных комиссий, конфликтной комиссии региона, органов исполнительной власти и местного самоуправления субъекта РФ, осуществляющих управление в сфере образования, а также образовательных учреждений в части организации и проведения ЕГЭ

С

Документ, который выдается лицам, участвовавшим в ЕГЭ.В свидетельство выставляются результаты ЕГЭ по тем общеобразовательнымпредметам, по которым участник экзамена набрал количество баллов не нижеминимального. Данные обо всех выданных свидетельствах хранятся в ФБД и ФБС.

Документ, определяющий структуру и содержание КИМ поучебному предмету. Спецификация описывает назначение экзаменационной работы,устанавливает распределение заданий по содержанию, видам деятельности и уровнюсложности, утверждает систему оценивания отдельных заданий и работы в целом,обозначает условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе планаэкзаменационной работы, содержащегося в спецификации, формируются КИМы.

Выдается выпускникам, не завершившим среднего(полного) общего образования, не прошедшим ГИА или получившимнеудовлетворительные результаты ЕГЭ по русскому и математике, либо получившиеповторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ЕГЭ вдополнительные сроки. Таким выпускникам предоставляется право пройти ГИА посоответствующим образовательным предметам не ранее, чем через год.

Сроки сдачи ЕГЭ по всем предметам, единые для всехсубъектов РФ, ежегодно устанавливает Рособрнадзор.

Т

Окончательные баллы по результатам ЕГЭ, которыевыставляются по стобалльной шкале в результате процедуры шкалирования,учитывающей все статистические материалы, полученные в рамках проведения ЕГЭ данногогода. Тестовые баллы отличаются от первичных баллов.

Территориальные экзаменационные комиссии (ТЭК)создаются в каждом субъекте РФ для организации подготовки и проведения ГИА выпускников9 классов и соблюдения прав обучающихся при её проведении. ТЭК создаютсяорганом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в сфереобразования.

В состав ТЭК включаются представители ОУО субъекта РФ,муниципальных районов и городских округов, ОУ начального профессионального исреднего профессионального образования, ОУ, методисты методических служб всоотношении, обеспечивающем представительство всех заинтересованных сторон.

Для обеспечения объективности при оценкекачества знаний выпускников создаются предметные комиссии ТЭК (подкомиссии) пообщеобразовательным предметам, которые осуществляют проверку и оценивание работучащихся.

В состав предметных комиссий входят педагогическиеработники ОУ, методисты, преподаватели ОУ начального и среднегопрофессионального образования по профилю территориальной предметной комиссии напаритетных началах.

Труднодоступные и отдалённые местности.

В каждой ТОМ в соответствии с количеством участниковЕГЭ по заявленным предметам и их рассредоточенностью по ТОМ может бытьорганизован один и более пунктов проведения ЕГЭ.

У

Выпускник школы, учащийся образовательного учрежденияначального профессионального образования (ПТУ, профессиональный лицей и др.),среднего профессионального образования (техникум, колледж и др.), а такжеабитуриент, поступающий в имеющие государственную аккредитацию образовательныеучреждения высшего и среднего профессионального образования.

Ф

Федеральная база данных об участниках и о результатахЕГЭ.

ФБД ЕГЭ содержит сведения об участниках ЕГЭ,результатах ЕГЭ и выдаваемых участникам ЕГЭ свидетельствах о результатах ЕГЭ, оработниках, привлекаемых по решению уполномоченных органов исполнительнойвласти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации к проведению ЕГЭ,о пунктах проведения ЕГЭ, а также федеральный банк тестовых заданий, данные оконтрольных измерительных материалах для проведения ЕГЭ, ключах и критериях ихоценивания.

Обладателем информации, содержащейся в ФБД ЕГЭ,является Российская Федерация. От имени Российской Федерации правомочияобладателя информации, содержащейся в ФБД ЕГЭ, осуществляются Федеральной службой по надзору в сфереобразования и науки (Рособрнадзором).

Пользователями ФБД ЕГЭ являются заинтересованныеорганы государственной власти Российской Федерации и субъектов РоссийскойФедерации, органы местного самоуправления, ОУ, а также организации, привлекаемыек проведению ЕГЭ.

Порядок и условия доступа к информации, содержащейся вФБД ЕГЭ, определяются Рособрнадзором (уполномоченным органомисполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управлениев сфере образования).

Федеральная база свидетельств о результатах ЕГЭ. ФБСпредназначена для хранения информации обо всех выданных свидетельствах орезультатах ЕГЭ и обеспечения контроля подлинности сведений и свидетельств,предоставляемых абитуриентами в приемные комиссии образовательных учрежденийпрофессионального образования.

Пользователями АИС ФБС (автоматизированнойинформационной системой ФБС) являются вузы, ссузы и РЦОИ субъектов РоссийскойФедерации.

ФБС автоматизирует следующие основные процессы:

  •  
    • проверка подлинности данных о свидетельствах, подаваемых в приемную комиссию, путем сравнения с данными, имеющимися в ФБС;
    • проверка наличия свидетельства, выданного физическому лицу с заданными ФИО, серией и номеру документа путем сравнения с данными, имеющимися в ФБС
  • ФЭК

Федеральная экзаменационная комиссия. ФЭК наделенатеми же полномочиями, что и ГЭК, но по отношению к ОУ РФ, расположенным запределами Российской Федерации.

Федеральныйинститут педагогических измерений – учреждение, отвечающее за организацию разработкиконтрольных измерительных материалов ЕГЭ.

Федеральная информационная система обеспеченияпроведения единого государственного экзамена и приема граждан в образовательныеучреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждениявысшего профессионального образования. Правила её формирования и веденияустанавливаются соответствующим Постановлением Правительства РоссийскойФедерации. (см. документ)

Федеральныйцентр тестирования – учреждение, отвечающее за технологическое обеспечение ЕГЭ, а так жеобработку результатов ЕГЭ на федеральном уровне.

Ш

Процесс формирования тестовых шкал по правиламначисления тестовых баллов по результатам тестирования на основе статистическихданных.

Э

Контрольные измерительные материалы различных видов(тексты, задания и др.), которые выдаются участникам ЕГЭ на экзамене.Экзаменационные материалы или КИМ разрабатываются в соответствии с требованиямифедерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)общего образования к результатам освоения основных общеобразовательных программсреднего (полного) общего образования. Разработкой экзаменационных материаловили КИМов занимаются специалисты ФГНУФИПИ.

Специалисты-преподаватели по определенному предмету,которые привлекаются к обработке результатов ЕГЭ для оценивания заполненныхбланков по заданиям части 3 (тип С). Эксперты работают под руководством председателейпредметных комиссий регионов и собираются на несколько дней в период проведенияЕГЭ на базе одного из ППОИ или на базе РЦОИ.

 

 

© Lepley412007

Конструктор сайтов - uCoz